Последнее обновление: 21 декабря 2015 
free space
[17 апрель 2007]

Кто поручится за будущего инженера?

Источник:ПОИСК - газета научного сотрудничества.

Ассоциация инженерного образования России (АИОР) - одна из ведущих общероссийских общественных организаций страны, активно способствующих развитию сотрудничества преподавателей, ученых и студентов инженерных вузов с оте­чественными и зарубежными партнерами, государственными и общественными системами. В настоящее время инженерное образование представляет собой самую масштабную систему отечественной высшей школы. Подготовку инженерных кадров в России ведут 383 государственных и 124 негосударственных вуза. Контингент студентов, обучающихся в них по инженерным специальностям, составляет почти 20% от общего контингента студентов страны.


Согласно уставу, раз в четыре года АИОР проводит свой отчетно-перевыборный съезд. В конце февраля члены ассоциации собрались в Москве на свой Х съезд. Приветствуя участников этой встречи, вице-президент РАН Геннадий Месяц особо подчеркнул роль ассоциации в содействии восстановлению и развитию инженерных школ России:


- Условия существования современного общества стремительно меняются: буквально в течение 50 лет происходят настоящие технические революции. И потому задачи, которые сегодня ставит перед собой ассоциация, исключительно важны. С одной стороны, это попытка устранить те изъяны в подготовке специалистов, которые существовали в советское время, когда в стране выпускали хороших специалистов, но из них, увы, не получались хорошие менеджеры. С другой - стремление восстановить то позитивное, что было утеряно системой образования за прошедшие годы.


Как-то, участвуя в собрании попечителей университета в Томске, услышал немало замечаний: мы-де теряем наши традиции в фундаментальном образовании. Но не следует забывать, что и в досоветское, и в советское время из инженерных вузов вышли многие ученые, среди которых академики Петр Капица, Жорес Алферов и др. Можно назвать имена и других известных личностей, имевших инженерное образование. А ведь именно сочетание фундаментальных знаний и инженерного образования позволяет сейчас решать многие проблемы, связанные с инновациями.


Сегодня в РАН весьма обеспокоены ситуацией, которая складывается в России с научными кадрами: отток специалистов за границу, их уход в связи с достижением пенсионного возраста делают ее еще острее. Потому в новом Уставе РАН мы предлагаем правительству разрешить нам официально заниматься подготовкой специалистов. И вести подобную деятельность возможно только в тесной связи с такими организациями, как АИОР. Кстати, члены ассоциации из большинства инженерных вузов, входящих в ее состав, в той или иной форме активно взаимодействуют с РАН. Эти контакты постоянно расширяются, растет число базовых кафедр академии в вузах.


Не менее внимательны к деятельности АИОР и в Минобр­науки РФ. Выступавший перед участниками Х съезда заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко подчеркнул, что как министерство, так и Рособразование не только положительно оценивают работу АИОР, но и благодарят ассоциацию за ее проведение, поскольку это по-настоящему добротная помощь в организации дополнительной координации деятельности инженерных вузов РФ.

- АИОР всемерно способствует объединению усилий государства, министерства, вузов, общественности, производства для реализации приоритетного развития инженерного образования на основе прогрессивных педагогических идей, использования новейших разработок в ИТ-области, сочетания лучших отечественных традиций и зарубежного опыта подготовки специалистов, - отметил Евгений Яковлевич. - Следует напомнить, что свой потенциал в области инновационной деятельности инженерные вузы достойно продемонстрировали и в рамках Национального проекта “Образование”: из 17 победителей первого тура - 7 представители инженерных вузов, из 40 лидеров второго - 16.


Говоря о продолжении сотрудничества, Евгений Бутко предложил правлению АИОР подумать, например, о возможности проведения регулярных встреч представителей ассоциации и Рособразования, а также о выработке совместного плана действий, где будут четко определены взаимные обязательства сторон.


Несмотря на драматические события, не позволившие президенту АИОР Юрию Похолкову лично присутствовать на заседании Х съезда АИОР, его отчет перед коллегами о деятельности ассоциации за прошедшие четыре года состоялся на должном уровне. Благодаря использованию новых информационных технологий (да и могло ли быть иначе на съезде профессионалов в области инженерных наук!) глава ассоциации не только отчитался перед коллегами, но и ответил на их вопросы.

- Как всероссийская общественная организация, объединяющая физических лиц, АИОР - уникальное явление в системе российского профессионального образования, - отметил Юрий Петрович. - Наличие всероссийского статуса дает ассоциации право создавать свои структурные подразделения: региональные отделения, представительства и филиалы на территории всех субъектов Федерации. На сегодня региональные отделения АИОР существуют уже в 61 субъекте РФ. Пока в это список не вошли Камчатка, Пермская, Ярославская и Тверская области, но ситуация поправима.


АИОР - яркий пример реализации элемента гражданского общества в России. Благодаря ей научно-образовательное сообщество может свободно и без оглядки на административные структуры, другие органы государственной и региональной власти высказывать свое мнение по реформированию, перестройке, модернизации образования в стране и его дальнейшему развитию.


Самое серьезное внимание за отчетный период правление ассоциации уделяло содействию, становлению и развитию новых форм и структур научно-образовательной деятельности. Так, в 2003 году АИОР выступила с инициативой проведения НИР по исследованию проблем и разработке путей становления и развития академических инновационных университетов в России. Эта инициатива была поддержана Министерством образования РФ. Исполнителями НИР выступил ряд ведущих российских вузов: Томский политехнический университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Южно-Российский государственный технический университет, Южно-Уральский государственный университет. В ходе этой работы был проанализирован опыт становления университетов инновационного типа в Европе, США и развития инновационной деятельности в российских университетах.


- Наше исследование десяти европейских, трех американских и шести российских университетов, а также результаты деятельности в этом же направлении американских коллег позволили свести усилия по трансформации традиционных университетов в соответствии с требованиями внешней среды в единую концептуальную систему: университет инновационного типа (ентрепренерский, предпринимательский, адаптивный университет), - напомнил участникам съезда Юрий Похолков. - В результате исследований были сформированы концептуальные основы российского университета инновационного типа; разработаны принципы и технология трансформации традиционного университета в университет инновационного типа, миссия университета инновационного типа, его производственная и организационная структуры.


Полученные данные были обсуждены и одобрены на межвузовских научно-практических конференциях и международных симпозиумах, организованных АИОР. Концепция развития в России университетов инновационного типа была также одобрена на выездном заседании Президиума СО РАН, Научно-техническом совете Минобразования РФ и Комитете Госдумы РФ по образованию и науке.


Одним из важных направлений деятельности ассоциации в отчетный период стало и создание системы гарантий качества инженерного образования. Для этого была создана и сегодня активно функционирует национальная система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии. Специализированный Аккредитационный центр АИОР ведет большую работу по гармонизации критериев и процедур аккредитации образовательных программ с международными требованиями. Для консультирования вузов по подготовке национальной и международной аккредитации образовательных программ АИОР совместно с РАН и Ассоциацией технических университетов учредила Фонд содействия аккредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий.


- К настоящему моменту общественно-профессиональную аккредитацию прошли 44 образовательные программы 17 вузов, - отметил Ю.Похолков (на съезде было объявлено об удачной аккредитации еще шести программ, так что на сегодня их число равно уже 50. - Н.Ш.). - Заявки на аккредитацию образовательных программ на 2007-2008 годы подали еще 13 вузов. Реестр программ, аккредитованных АИОР, публикуется на сайте Аккредитационного центра, в российских и зарубежных СМИ, направляется в Рособр­надзор, распространяется среди организаций - участниц Вашингтонского соглашения, в Европейской сети обеспечения качества инженерного образования для промышленности (ENQHEEI).


АИОР ведет активное сотрудничество с такими широко известными аккредитационными агентствами, как Совет по аккредитации программ в области техники и технологий США (ABET), Агентство по аккредитации программ в области инженерии, информатики, математики и естественных наук Германии (ASIIN), Комиссия по аккредитации инженерного образования Японии (JABEE), Инженерный аккредитационный совет Канады (CEAB). Подробнее об этом сотрудничестве и его высокой эффективности шла речь в выступлениях на съезде представителей некоторых из вышеназванных международных организаций. Они же стали активными участниками международного симпозиума “Опережающее образование и подготовка специалистов в области техники и технологии”, состоявшегося одновременно с


Х съездом АИОР (об этом мероприятии и вопросах, поднятых на нем, - в одном из ближайших номеров “Поиска”).


Следует отметить, что в отчетный период правление АИОР уделяло серьезное внимание организации и проведению национальных и международных симпозиумов, конференций, семинаров как наиболее активной форме общения и формирования общественного мнения профессионалов по актуальным проблемам инженерного образования. Почти четыре тысячи профессионалов из 36 городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья приняли участие в этих мероприятиях, проведенных ассоциацией в 2003-2006 годах. В итоговых документах конференций и симпозиумов были даны конкретные рекомендации по решению обсуждаемых проблем инженерного образования различным отечественным учреждениям и организациям. Однако выработанное коллективное мнение профессионалов не всегда бывает услышано и положено в основу решения текущих задач инженерного образования. Потому одна из целей членов ассоциации в данном случае - донести это мнение до властных структур и защитить его при принятии решений на всех уровнях госвласти.


Деятельность в этом направлении должна стать одной из главных для АИОР на будущее. Подробнее с планами работы ассоциации можно познакомиться в постановлении X отчетно-выборного съезда, представленном, как и другие документы этой встречи, на сайте АИОР: aeer.cctpu.edu.ru/index.phtml



Архив новостей
Найти:   
© 2006 Совет ректоров вузов Новосибирской области
© 2006 НГТУ
630092, г.Новосибирск, пр. К.Маркса, 20; тел.(383)346-06-46; ф.(383)346-02-09
Powered by StudLab http://sl.nstu.ru/
package LiteSpeedSite
version 2.1.2
Copyright (c)2005-2007 StudLab