Последнее обновление: 21 декабря 2015 
free space
[18 июнь 2007]

Заседание Совета Российского Союза ректоров состоялось 30 мая 2007 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова



В заседании приняли участие члены Совета РСР, а также: Министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко; Заместитель Руководителя Федерального агентства по образованию Е.Я.Бутко; Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации И.И.Калина; Заместитель Председателя Комиссии Общественной палаты по формированию здорового образа жизни, Председатель Центрального совета «Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия» И.К.Роднина; Председатель ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Г.И.Меркулова.  

Экстремальная московская жара отнюдь не способствовала жарким дискуссиям. Заседание Совета Российского союза ректоров (РСР) прошло на редкость мирно и спокойно. Хотя, может, и не в жаре дело, а, например, в понимании: убеждать имеет смысл не своих же коллег-единомышленников, а тех, кто принимает политические решения. Рисовать им картину последствий, к которым эти решения могут привести. Иногда это срабатывает! О последнем таком случае рассказал президент РСР ректор МГУ Виктор Садовничий. В новый Бюджетный кодекс (БК), принятый чуть больше месяца назад, не вошла статья, против которой активно выступал РСР. Предлагаемое в ней изменение системы финансового обеспечения бюджетных организаций практически лишало вузы возможности пользоваться внебюджетными средствами. Перечисляя организации, с которыми приходилось работать, лоббируя изъятие этой статьи, Виктор Садовничий назвал, в частности, администрацию президента и Счетную палату. И высказал благодарность Минобрнауки РФ и Комитету Государственной Думы по образованию и науке, которые “понимали нашу заботу о том, что в таком виде Бюджетный кодекс пройти не должен”.

Согласно принятому БК, для того чтобы зарабатывать деньги и тратить их по своему усмотрению, вузу вовсе не обязательно становиться автономным учреждением (АУ) - а именно этого вынужденного изменения статуса опасалось большинство ректоров. Пока что сохраняется существующий порядок финансирования, при котором бюджетным организациям тоже не возбраняется зарабатывать внебюджетные средства и распоряжаться ими. Правда, успокаиваться рано, поспешил напомнить Виктор Антонович, так как пока что это только “отсрочка от призыва”. По каким именно правилам они смогут это делать, призван определить новый Федеральный закон “О бюджетных учреждениях”. В нем будут сформулированы “особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности”. РСР одобрил основы концепции этого закона и намерен просить Правительство РФ по возможности привлечь экспертов РСР к подготовке самого правового акта. 

Много копий обычно ломалось вокруг вопроса о переходе к уровневому профессиональному образованию. На этот раз обсуждение прошло без эмоций. Закон недавно принят в первом чтении и, скорее всего, уже в этом политическом сезоне будет принят и во втором. Виктор Садовничий подчеркнул, что переход на 3-4-летнее высшее образование считает ошибкой и что у него по поводу этого законопроекта больше вопросов, чем ответов. Тем не менее... “Закон форсируется. Видимо, принято политическое решение”, - заключил он. 

Президент РСР напомнил, что между первым и вторым чтениями в Думе пройдут парламентские слушания и “это последний шанс что-то изменить”. Он призвал ректоров “использовать влияние на местах”, то есть поработать с депутатами своих регионов и самим поучаствовать в слушаниях. В этом законе высшую школу не устраивает многое. Например, чуть ли не каждое УМО доказывало, что необходимо сохранить специальности именно их профиля. Однако, говорят, в судьбоносный правительственный список войдут специальности в основном оборонные. А как же математика, физика? Проталкивается идея, что крупные университеты могли бы выдавать собственные дипломы. Но не будет ли при этом разрушаться образовательное пространство? 

На парламентских слушаниях ректоры собираются отстаивать последние рубежи. Они против того, чтобы закон допускал возможность обучения выпускников техникумов по сокращенным ускоренным программам бакалавриата. Пока что, согласно проекту закона, “сокращенно” и “ускоренно” не допускается учить только специалистов и магистров. Не согласны руководители вузов и с тем, что для получения квалификации “бакалавр” законопроект закрепляет срок обу­чения от трех до четырех лет в зависимости от направления подготовки. Не менее четырех! И, наконец, они предлагают наделить государственные вузы правом самостоятельно определять программы подготовки бакалавра, специалиста и магистра - на основании действующего законодательства и своих уставов, имеющихся лицензий и государственного (муниципального) задания на подготовку специалистов, а также информации о потребностях граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Это вопрос автономии высших учебных заведений. Но в законопроекте, принятом в первом чтении, такого пункта нет. 

Образовательное законодательство сегодня представлено множеством законов и поправок к ним, так что разобраться во всем этом разнообразии даже искушенному человеку весьма непросто. Многие поправки вошли в противоречие с Бюджетным, Налоговым и даже Гражданским кодексами. “Мы запутались!” - констатировал Виктор Антонович. Вопрос о необходимости создания Образовательного кодекса РСР поставил еще в 1996 году и с тех пор не раз к нему возвращался. И вот результат: Минобрнауки объявило конкурс по проекту “Формирование и методологическое обоснование содержания законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням системы образования”. Проще говоря, Образовательного кодекса. Выиграл тендер юридический факультет МГУ. “Это победа Российского союза ректоров!” - подчеркнул Виктор Садовничий. В рабочую группу по реализации этого проекта предложено включить представителей РСР и экспертов из регионов. Как заметил министр образования и науки Андрей Фурсенко, задача стоит очень сложная: “Если бы мы рассчитывали на быстрый результат, были бы авантюристами. Но даже сама работа над Образовательным кодексом будет очень полезной”. И высказал шутливо надежду, что она будет завершена еще при нашей жизни. 

Андрей Александрович подошел уже ближе к концу заседания - задержался на Президентском совете по культуре. О том, что обсуждалось, он узнал в кратком и весьма позитивном (то есть без острых углов) пересказе президента РСР. Но, видимо, настроения ректоров министру известны и без того, потому что он сразу напомнил: “Ни один новый закон при принятии большинства не соберет. А если соберет - он запоздал”. Затем рассказал о недавней встрече министров образования стран, участвующих в Болонском процессе, и сообщил, что “Россия в середнячках”, то есть реформирует свое образование не быстрее и не медленнее, чем другие страны. И признал: все-таки “иногда мы движемся слишком быстро, что вызывает культурный шок”. 

То ли от этого шока, то ли от жары, но никто никаких вопросов министру не задавал. Поблагодарив его за выступление, президент РСР напомнил, что “за три года, что работаем вместе, не было случая, чтобы мы не находили общего решения”. 

                

   Наталия БУЛГАКОВА

По материалам газеты научного сотрудничества ПОИСК,

официального сайта Российского Союза ректоров 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Архив новостей
Найти:   
© 2006 Совет ректоров вузов Новосибирской области
© 2006 НГТУ
630092, г.Новосибирск, пр. К.Маркса, 20; тел.(383)346-06-46; ф.(383)346-02-09
Powered by StudLab http://sl.nstu.ru/
package LiteSpeedSite
version 2.1.2
Copyright (c)2005-2007 StudLab